егэ

К 70 - летию Великой Победы

ГТО

Госуслуги

Госуслуги


Designed by:

В школу- с охотой PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
09.10.2013 17:31

Основная цель образования - помочь каждому индивидууму полностью раскрыть свой умственный потенциал, это в равной степени относится и к тем, чей потенциал гораздо выше среднего. В данной главе я попыталась обобщить некоторые из появившихся в последнее время новых идей и концепций, о том какое же именно образование необходимо нашим самым талантливым детям и какие виды обучения подходят им больше всего.

Лишь очень немногие учителя обнаружат среди учеников своего класса нового Моцарта или второго Эйнштейна, но вот с одаренными детьми рано или поздно встретится каждый из них - и это вполне может быть ваш ребенок. Дело в том, что лучше всего дети справляются со школьной работой тогда, когда между их родителями и учителем установлен прочный и благожелательный контакт, когда каждая сторона в курсе того, что пытается сделать другая. Обычно подобные о+ношения устанавливаются еще с воспитателями в детском саду и сохраняются практически в неизменном виде до самого конца средней школы.

Правда, иногда между родителями и учителями возникают определенные разногласия по поводу оценки умственных способностей ребенка - за деревьями не всегда можно разглядеть лес, к тому же, поведение детей в школе и дома часто сильно различается между собой. Например, маленький и развитой мальчик, интересующийся дома всем подряд и прекрасно справляющийся с любыми заданиями, в школе может попробовать "угодить" учителю, делая только то, что от него требуется. Он перестает задавать вопросы, приходящие ему на ум, начинает делать домашние задания "как положено", ни на шаг не переступая границы дозволенного, хотя в действительности способен на работу, требующую гораздо большего соображения и выдумки. В таком случае родители и учителя на самом деле видят совершенно разную картину. Мама одного шестилетнего мальчика однажды заметила, что ее сын читает интересную книжку голосом скучным и без выражения, хотя раньше проделывал это с воодушевлением и довольно живо. "Почему ты так читаешь?" -спросила мама у ребенка. Тот ответил: "Когда я делаю так в детском саду, воспитательница говорит мне: "Очень хорошо".

Многое значит и внешний вид ребенка - когда учитель видит, что его подопечный опрятен, аккуратно одет и, следовательно, готов к работе, он скорее посчитает такого ученика способным и развитым, чем того, кто одет неряшливо, а значит, и к учебе относится кое- как. Причем зачастую учителя даже не отдают себе отчет в подобной благосклонности или неблагосклонности к отдельным детям. Моя умненькая дочка пыталась бороться со схожими порядками в своей старомодной классической школе, где особенно строго относились к внешнему виду детей. Она часто спрашивала: "Как может ношение кольца повлиять на мою успеваемость?" Разумеется, никак - зато на отношение учителя к ребенку оно может повлиять довольно сильно.

На представления учителей об одаренности того или иного ребенка сильно влияет также интеллектуальный уровень среднего ученика данной школы. В некоторых благополучных районах, где у родителей больше возможностей обеспечить своим детям должные условия для учебы, учителя могут считать действительно талантливыми лишь тех учеников, которые справляются с тестами и экзаменами исключительно "на отлично". В результате, многие дети с потенциалом гораздо выше среднего остаются в тени только потому, что они не самые лучшие в классе. Совершенно обратная ситуация наблюдается иногда в школах, где учатся дети из малоимущих семей: местные учителя могут решить, что в подобном окружении не способен появиться ни один настоящий талант. Однажды, когда я подбирала по учебным заведениям одаренных детей для своих исследований, один завуч сказал мне: "Напрасно вы ищите в моей школе способных учеников -все они живут в муниципальных домах". Родителям придется уделять своим детям особенно много внимания, если они ходят в школу, завучем которой владеют подобные пораженческие настроения.

Прогресс ребенка в школе иногда страдает от реакции учителя на общий культурный уровень ученика. Скажем, если мальчик с городской окраины использовал в школьном сочинении тот язык, который считается в его семье вполне нормальным и естественным, учитель может посчитать это стилистической ошибкой и снизить отметку. Но ведь, если ребенок, каким бы способным он ни был, ежедневно видит, как его непосредственные мысли и самостоятельно выработанные идеи перечеркиваются красными чернилами, ему есть от чего впасть в отчаяние Детям, отличающимся в культурном развитии от всех остальных, требуется особое внимание и поддержка со стороны и учителей, и родителей - часто ребенку, оказавшемуся в непривычной для него среде, приходится осваивать не один, а два кодекса правил поведения и два языка одновременно. Детство Эмлин Вильямса, валлийца, учившегося в англоязычной школе, так замечательно описанное в его книге "The Corn is Green", дает наглядный пример того, как доброжелательный и заинтересованный учитель может помочь ребенку справиться со всеми подобного рода проблемами.

Иногда случается, что по-настоящему одаренный малыш вдруг обнаруживает, что в своей традиционной, жестко организованной школе он неожиданно оказался в самом "хвосте" и работает далеко не в полную силу. Чаще всего это случается, когда дети проваливаются на экзамене при отборе в специализированные школы: ошибки в подведении его результатов обычно составляют около 10%. В итоге тысячи детей, которых следовало бы отправить в элитные классические гимназии, оказываются в совершенно заурядных средних школах; там они начинают считать себя неудачниками и прекращают в полной мере использовать свой интелект, хотя в нормальных условиях вполне могли бы оказаться в конце концов в самых престижных университетах.

Некоторые писатели - такие, как Иван Иллич, издавший книгу "Общество без школы", - убеждены, что школы есть государственные учреждения, созданные специально для того, чтобы обеспечивать бесперебойное производство все новых и новых законопослушных граждан. Многие другие уверены, что школьное обучение не приносит практически никаких результатов, и основа для дальнейшего существования ребенка в обществе закладывается исключительно в семье. Но исследование, проведенное в Лондоне профессором Майклом Рюттером ,показало, что теория и практика работы различных школ вполне поддается сравнению и оценке; и то, и другое достаточно сильно влияет на общий процесс развития учащихся - как непосредственно процессом обучения, так и самой школьной атмосферой. В конце концов, дети проводят в школе действительно много времени. ; То, как дети относятся к самим себе и своим способностям, может сильно сказаться на их успеваемости. Они чрезвычайно чувствительны не только к точке зрения, высказываемой учителем, но и к мнению своих одноклассников. Так, одаренный ребенок даже в специализированной школе может почувствовать, что в классе его считают "странным". В таком случае, он постарается скрыть от других свою исключительность, полагая, что если он станет "как все", у него появится больше друзей.

Родители должны внимательно следить за признаками подобного поведения и при наличии их сразу же окружить ребенка максимум внимания и заботы тогда он ощутит в себе силы идти и дальше своим собственным путем - и все равно заводить новых и новых друзей.

Странно, но с подобными проблемами сталкиваются лишь интеллектуалы - способные спортсмены вызывают у всех одно только восхищение. К счастью, дети достаточно быстро взрослеют и начинают по достоинству оценивать свои таланты и возможности. Те из них, кому повезло на заботливых и понимающих родителей, вполне способны прекрасно справляться со всеми школьными проблемами, не теряя уверенности в себе и хорошего настроения.
Мотивация к учению

Краеугольным камнем любого учебного процесса является желание учиться - мотивация. К сожалению, у многих детей отсутствует необходимый стимул хорошо учиться в школе или дома, и когда они попадают в полосу неудач (а случается это достаточно часто), довольно сомнительно, что они смогут самостоятельно преодолеть ее. Тут уж не обойтись никак без помощи родителей и учителей.

Для получения действительно хороших результатов в учебе, ребенок сам должен захотеть работать с полной отдачей - вы можете подвести лошадь к воде, но не можете заставить ее пить. Применительно к образованию, вы в состоянии обеспечить ребенка буквально всем необходимым для его успешного развития - замечательными игрушками, лучшими учителями, любящими и заботливыми родителями, - но вы не способны заставить его захотеть учиться. Как же получается, что у одних детей имеется стимул к хорошей работе, а у других нет?

Мотивация к учению появляется у ребенка тогда, когда он начинает ожидать от окружающего мира той или иной реакции на свои определенные действия. Двухлетний малыш, например, может уже вполне осознанно рассчитывать, что ему удастся соорудить башню из шести кубиков. Он, конечно, поначалу не уверен еще до конца в своих возможь^Ъстях, но когда он действительно справится с поставленной задачей, то будет в высшей степени доволен собой и в следующий раз попытает счастья уже с семью кубиками. А если вдруг опыт окажется неудачным, его оценка собственных способностей чуть-чуть понизится, в зависимости о того, как он отнесется к этой конкретной неудаче.

Далее он попробует повторить эксперимент еще раз -и вновь при отрицательном результате он немного разочаруется в себе, а при положительном - слегка вырастет в собственных глазах. Хотя причиной его неудач вполне может быть просто недостаточно ровная и гладкая поверхность кубиков по сравнению с тем набором, с которым он играл в прошлый раз. В любом случае, малыш припишет провал собственному неумению, и те ожидания и надежды, которые он связывает со следующей башенкой, в результате окажутся немного пониженными.

Именно на этом пути проб и ошибок ребенок учится оценивать свои способности только справившись с такой оценкой, он переходит к их непосредственной реализации, причем в формировании комплекса представлений о самом себе точка зрения родителей и учителей важна для малыша никак не меньше, чем его собственное мнение. Чтобы помочь ребенку полностью раскрыть свой потенциал, вы должны быть в первую очередь доброжелательны. Постарайтесь сделать так, чтобы с каждым новым опытом он немного поднимал планку степени сложности стоящих перед ним задач - осторожно, не слишком высоко и не слишком низко, правильный расчет способностей - дело тонкое.

Когда родители и учителя требуют от ребенка слишком многого и из-за этого ему часто приходится терпеть неудачи, он способен утратить уверенность в собственных силах и начинает в большей степени полагаться на мнение окружающих о том, что он может и чего не может. В результате, он иногда начинает относиться к самому себе как к полнейшему неудачнику - эта опасность в особенности подстерегает детей по-настоящему одаренных. Так, близкие им люди ждут от них порой успеха буквально во всех начинаниях - а ведь у детей, как и у взрослых, периоды подъема душевных сил чередуются с периодами их упадка и с одними заданиями они справляются лучше, чем с другими.

Детей можно и нужно научить быть уверенными в своих способностях и таким образом помочь зарождению в них стремления добиваться в жизни все лучших и лучших результатов: и стимул к успешной учебе, и творческая независимость ребенка в первую очередь зависят от благожелательного отношения родителей к его ранним образовательным опытам и их высокой оценки его творческого потенциала буквально с младенческого возраста. Ребенок должен испытывать оправданное чувство гордости за хорошо выполненную работу и знать, что родительская похвала и живой интерес с их стороны будут непременным следствием любой его успешной попытки справиться с тем или иным делом: в развитии у ребенка стремления к дальнейшей учебе и желания превзойти в ней самого себя родителям отводится чрезвычайно важная роль.

Те из них, кто с самого начала видят в своем малыше в первую очередь независимую маленькую личность, дают ему большую свободу для самовыражения и не так строги, скорее воспитывают ребенка, добивающегося лучших по сравнению со своими сверстниками результатов. И наоборот, дети растущие под постоянным неусыпным контролем со стороны родителей, привыкающие во всем полагаться на их мнение и выполнять приказания, не обсуждая их, обычно реализуют свой потенциал далеко не полностью.

Многие люди, ставшие впоследствии всемирно известными личностями и которые, по логике вещей, должны были быть в детстве чрезвычайно одаренными малышами, испытывали в школе определенные проблемы, - Эйнштейн и Черчилль относятся как раз к их числу,- но как только у таких детей появлялся должный стимул к дальнейшему образованию, остановить их было уже невозможно. Исследование биографий 400 знаменитых личностей выявило, что хотя всем им и нравился сам процесс обучения, трое из каждых пятерых считались в школе плохими учениками. Если вам кажется, что ваши дети не справляются с какими-то конкретными заданиями, попробуйте подойти к делу с другой стороны: ребенок вместо вопроса: "Могу ли я сделать это?" должен научиться спрашивать у вас: "Как мне с этим справиться?"

Если у детей отсутствует желание продолжать свое образование, для этого могут быть достаточно серьезные причины. Иногда виноваты во всем определенные проблемы эмоционального плана, иногда - некоторые более простые и очевидные проблемы, подобные приведенным ниже и проистекающие от отношения родителей и учителей к самому процессу обучения.
Смысловая нагрузка

Когда у ребенка в школе больше, чем один учитель, что является у нас вполне обычным делом - он может иногда не обнаружить никакой связи между отдельными учебными предметами. В таком случае ребенок зачастую не видит способа применить определенные навыки, полученные им от одного учителя, на уроках другого. Ему кажется, что все школьное образование не имеет абсолютно никакого отношения к "настоящей" жизни, и занятия становятся для него просто бесцельной тратой времени. Правда, в последнее время скучные и монотонные упражнения используются в школьной практике все реже и реже, и учителя начинают постепенно согласовывать друг с другом свои подходы к ученикам - так что данная помеха на пути детского образования потихоньку уходит в прошлое.

Учеба должна казаться ребенку как можно более осмысленным занятием - в крайнем случае, вы сами должны вычленить для него концептуальную основу тех или иных занятий - например, устроив экскурсию, в ходе которой ребенок мог бы посмотреть, как используется на практике то, чему его учат в школе. Наиболее очевидная связь прослеживается между арифметикой и разного рода денежными операциями - не платите сами за все покупки в магазине, позвольте провести часть расчетов ребенку, разумеется, проверив правильность его вычислений. Разрешите ему присутствовать на кухне в процессе приготовления пищи и помогать вам со взвешиванием необходимых продуктов или же участвовать в обмере площади полов квартиры перед покупкой нового коврового покрытия.
Тесты

Некоторые школы практикуют еженедельное проведение всевозможных тестов и контрольных - одаренные дети вполне могут счесть такую практику делом нудным и малоинтересным: они знают, насколько результаты тестов не соответствуют действительности и какая это трата времени. Безусловно, контрольные работы необходимы учителям - хотя бы для того, чтобы получить представление об успеваемости отдельных учеников, но вот форма ш может быть существенно изменена с тем, чтобы придать обучению ребенка дополнительный стимул.

Учителю нет никакого смысла требовать от ребенка воспроизведения в ходе контрольной тех или иных общеизвестных фактов. Будет гораздо лучше, если тесты станут действительно творческими упражнениями, вовлекающими использование всех мыслительных способностей ребенка вкупе с его воображением. Они сделаются более интересными, если с их помощью будет оцениваться непосредственно процесс принятия ребенком решений и детская логика.

А тривиальные контрольные иногда просто надоедают детям - следствием являются плохие отметки. Если вы думаете, что проблема заключается как раз в этом, попробуйте поговорить с учителем, но только тактично.
Степень сложности

Действительно талантливые дети чаще всех остальных попадают в ситуацию, когда учебный процесс становится либо слишком сложным, либо слишком простым для них. Дело в том, что развиваются они своими собственными темпами - иногда перескакивая сразу через несколько образовательных "ступенек", жизненно важных для обычных детей, иногда натыкаясь с ходу на какую-нибудь нетривиальную и непростую задачу. Учитель легко может переоценить возможности такого ребенка и дать ему работу настолько сложную, что справиться с ней он будет просто не в состоянии. Это может стать особенно серьезной проблемой для тех детей, которые сдали в школе за один или два класса экзамены экстерном, пропустив таким образом некоторые необходимые подготовительные занятия. В таком случае от родителей потребуется привлечь к их ребенку особое внимание со стороны учителя, и сделать это как можно более мягким способом. Не впадайте в амбицию, даже если ваши сын или дочь действительно одарены от природы сверх всякой меры, - благожелательная и бесконфликтная обстановка в классе куда важнее и для них, и для вас.

Приведу только один пример: мама шестилетней Джанис привела свою дочку ко мне на прием по поводу случавшихся у ребенка нервных срывов. Девочка училась в прекрасной школе, учителя искренне стремились помочь ей полностью раскрыть весь свой потенциал, и для того, чтобы определить истинную причину расстройства, мне потребовалось довольно много времени. Оказалось, что проблема заключалась в отношении одной довольно строгой учительницы, настаивавшей на синхронном учебном процессе всех детей ее класса: она не разрешала мальчикам и девочкам забегать вперед в учебнике английской грамматики и требовала, чтобы они делали лишь те упражнения, которые она им задавала. Когда я попросила Джанис попробовать выполнить последнее упражнение в учебнике, та просто пришла в ужас: "Это же будет в самом конце года, а до него еще целых семь месяцев!" Но я не отступала - в результате, девочка справилась с заданием за несколько минут, как, впрочем, и с пятью предыдущими примерами.

Было совершенно ясно, что она способна работать на гораздо более высоком уровне. Мы тактично проинформировали об этом школу, учительница признала за девочкой выдающиеся способности, поняла причину ее проблем и дала Джанис подобающую ее уровню нагрузку И нервный срывы прекратились.
Искусство коррекции

Вы легко можете испортить ребенка чрезмерным вниманием к его ошибкам. В самом деле, если при чтении какой-либо занимательной истории вы постоянно надоедаете автору своими замечаниями и беспрестанно указываете ему на те или иные грамматические ошибки, разве захочет он и в следующий раз "выложиться* полностью?

Одаренные дети не любят просто усваивать полезную информацию, им гораздо более интересно работать с новыми идеями и концепциями. Такие дети учатся охотнее, когда в образовательном процессе содержится определенный элемент исследования. Даже если вы замечаете разного рода огрехи, сопутствующие прогрессу вашего ребенка, искренний родительский энтузиазм по поводу общего состояния дел принесет больше пользы, чем любые конкретные поправки.
Поддержка в учебе

Иногда образовательный прогресс ребенка идет ровным и спокойным темпом, иногда же ребенок усваивает новый материал как бы урывками - все дело в том, какой предмет учит ребенок и как он это делает. Например, если вы пытаетесь заняться вместе со старшим ребенком чтением, но постоянно отвлекаетесь на плач вашего младшенького, ребенок не сможет как следует запомнить прочитанное, но если вы почитаете ему немного на сон грядущий в более спокойной обстановке, он почти наверняка хорошо усвоит весь пройденный материал. Для того, чтобы родители были способны помочь детям приобрести необходимые для качественного образовательного процесса навыки, позвольте дать несколько следующих советов.
Поддержка в желании учиться

Настоящее образование начинается с желания учиться - если вам кажется, что оно отсутствует, постарайтесь определить причину этого.

Проверьте, не конфликтует ли ребенок с учителем, не поругался ли он с друзьями, чувствует ли он себя дома спокойно и уверенно: все это может кардинальным образом повлиять на стремление ребенка продолжать свое образование теми же темпами. Выясните, как именно учат детей в вашей школе - нет ли у ребенка каких-либо специфических проблем, связанных с используемыми школой методами?

Попробуйте представить себе, что ждет вашего ребенка в будущем, каковы его перспективы. Иногда чересчур озабоченные образованием родители начинают нервничать, что их сын (или дочь) на определенном этапе "сбросил обороты", хотя в действительности, по сравнению с остальными детьми, он справляется очень даже неплохо. Когда наш первый ребенок только-только научился говорить, мы с мужем волновались, что прогресс его идет чересчур медленными темпами, а потом однажды сели, сопоставили имеющиеся у каждого из нас факты и подсчитали общее количество используемых ребенком слов. Их набралось около пятидесяти - более чем достаточно, и мы никогда больше не беспокоились о развитии его речи.
Вознаграждение

Вознаграждение может стать чрезвычайно эффективным стимулятором учебного процесса вашего ребенка -наиболее доволен своей учебой будет тот малыш, родители которого благосклонно относятся ко всем его занятиям, часто хвалят своего ребенка (разумеется, когда похвалы оправданны) и поощряют его рвение небольшими подарками.

Психологам давно известно, что родительский сарказм и страх ребенка перед наказанием гораздо менее эффективны, чем заслуженная похвала и честно заработанная награда.
Результат

Ребенок испытывает глубокое удовлетворение, получив должную отдачу от хорошо исполненной работы. Мало того, непосредственные результаты помогают малышу установить планку на нужном уровне: впоследствии, используя благоприобретенные знания, он сможет уйти и от провала чрезмерно сложного для него задания и от неоправданной гордости по поводу какого-нибудь совсем пустякового дела. Суть в том, что ребенок извлекает выводы буквально из всего им сделанного, и его подход к выполнению следующего задания во многом зависит от конечных итогов предыдущего.

И успех, и неудача в процессе обучения оставляют у ребенка долгую память о себе. Усилить его желание учиться дальше, поздравив с той или иной победой над окружающим миром, родители вполне могут. Возьмем простой пример: маленький мальчик учится перемещать чашку, не проливая находящейся в ней жидкости. Если сосуд полон до краев и малыш явно еще не способен с этим управиться, единственным результатом станет большая лужа на полу или на столе и испуг от родительского крика. Но вот, если чашка налита так, как нужно, и работа выполнена в совершенстве, мальчик будет чрезвычайно доволен собой, и родительская похвала надолго запомнится ему.
Семейные отношения

Определенное влияние семьи ощущается всеми ее членами. На детей сильнее всего действует пример подаваемый им собственными родителями.

Если родители деятельно и активно интересуются всем происходящим вокруг, то их ребенок, скорее всего, выра стет таким же: постарайтесь наглядно продемонстрировать вашему малышу, что учение наполняет жизнь радостью и удовольствием, и он поймет, что именно так и следует жить.

Обязательно участвуйте во всех образовательных опытах ребенка, чтобы он не подумал, что учатся одни только дети, а взрослым делать это совершенно необязательно.
Гибкость в обучении

Учебный процесс должен быть гибким и легко адоптируемым к различным условиям. Необходимо, чтобы урок, извлеченный ребенком из одной ситуации, мог быть применен и к любой другой: одаренные дети особенно любят подыскивать новые применения привычным вещам и понятиям. Так, одним зимним утром, шестилетний талант, узнавший недавно в школе, что жидкость при замерзании расширяется, залил воду в пластиковую бутылку и вынес ее на мороз, чтобы попробовать растянуть саму емкость, - и у него это получилось.

Прежний опыт в ряде случаев может стать серьезной помехой на пути усвоения ребенком каких-либо новых знаний, особенно когда такие знания не являются в полной мере оправданными. Так, при переходе детей из одной школы в другую и столкновении там с методами изучения, скажем, математики, отличными от уже известных, им необходимо для того, чтобы освоиться в полной мере с этой новой методикой, гораздо больше времени, чем в первый раз. Прежний опыт, наиболее прочно засевший в голове человека, начинает называться "привычкой", и перебороть его в таком случае становится все труднее и труднее.
Активность

Разумеется, никакая учеба немыслима без активного участия самого учащегося, и проявляться оно может самыми разными способами: игры с водой и песком, оживленное обсуждение каких-либо проблем или смешивание в лаборатории химикалий для проведения опытов - все это примеры такого участия. Ясно одно; наименее эффективный способ узнавать что-то новое -это просто сидеть и уныло выслушивать полагающиеся объяснения, одним словом, лекция. Постарайтесь как можно более часто использовать в процессе обучения вашего ребенка те или иные практические опыты: например, рассказывая ребенку об электрической цепи, вы вполне можете совместными усилиями собрать действующий ее образец.

Маленькие дети должны усвоить одну простую истину: чем больше усилий будут они прилагать к своему образованию, тем большего успеха в нем сумеют добиться. Тем не менее, нет никакого смысла требовать от детей постоянного напряжения всех душевных сил для, скажем, повышения грамотности своего письма. Понимание необходимости этого должно прийти само сабой, хотя ваши похвала и поддержка усилий ребенка могут быть весьма и весьма полезны. Обычно дети начинают осознавать, что для того, чтобы хорошо учиться, надо много работать, в возрасте 6-7 лет.

По мере того, как одаренные дети становятся старше, их начинают привлекать все более сложные задания -вроде 'кусающихся* задачек по алгебре. Иногда они сознательно стараются поскорее обогнать менее способных детей, это придает их учебному процессу дополнительную остроту.

 

Шаблоны Joomla | Подбор цвета онлайн | Блог Домоседа